Кто же она, чьим именем назван святой источник? Иулиания Лазаревская с детства отличалась невероятной добротой, скромностью и преданной любовью к Богу. Когда ей исполнилось 16 лет, она стала завидной невестой, которая обладала множеством достоинств необходимых женщине, но самое главное – это необыкновенная доброта к людям. Уже в таком возрасте она помогала нищим, сиротам и всем нуждающимся, отдавала свои рукодельные работы в храм. Вскоре к ней посватался Юрий Осорьин – человек, принадлежавший к знатному боярскому роду, имеющий хорошее состояние. В семье Осорьиных Иулианию приняли хорошо. Она сразу же понравилась свекрови и свёкру. Иулиания покорила их своей скромностью, милосердием и трудолюбием. Венчаны молодожёны были в храме села Лазаревское под Муромом. Супруги очень любили друг друга, у них родилось 13 детей: шестеро умерли во младенчестве, а семеро остались в живых.
7. Экскурсия «Храм Преображения Господня на погосте Спас – Железино».
Россия, Русь, куда я не взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия , старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Н. Рубцов.
В 2023 году исполнилось 110 лет с момента окончания строительства и освящения самого красивого храма Селивановского района, в честь Преображения Господня на погосте Спас – Железино. Он стоит в окружении старого леса и своей архитектурой в русском стиле напоминает сказочный терем, построенный из красного кирпича. Именно поэтому храм называют «Красным». Эти места необыкновенно красивы, овеяны легендами. Первые документальные сведения о церкви Железинского погоста имеются в писцовых книгах 1627-1630 гг. Муромского уезда, так как погост принадлежал Муромско - Рязанской епархии. Письменных источников о датах основания погоста не существует, но местные предания, зафиксированные в печатных трудах исследователей Владимирского края, в том числе уроженца погоста П.И. Вознесенского (сына местного священника И.Ф. Вознесенского) говорят о том, что строительство храма связано с повелением царя Иоанна IV. Он проходил со своим войском через эти места во время третьего похода на Казань, и конь его, заболевший воспалением желез на ногах, исцелился после испития воды из источника во время отдыха на этом месте. Документально известно из «Царственной книги», относящейся к XVI веку, что царь на этот раз выбрал более короткий путь из Владимира на Казань – через Муром. Так появилась здесь церковь.
Еще одна версия возникновения погоста принадлежит В.Н. Грацилевскому, который считал, что «вначале на этом месте было хозяйственное управление находившихся здесь владений Муромского Спасского монастыря, а со временем был построен небольшой монастырек, получивший одноименное название «Спас». Легенды связывают эти места и с Илиёй Муромцем. Недалеко от погоста есть камни, на которых по преданию оставил свой след конь богатыря. Деревянные церкви на погосте дважды горели, первый раз в 1785 году, а второй раз в 1902. Со вторым пожаром связан случай, описанный П. Вознесенским: «При пожаре молодой дьякон о. Павел Цветаев, самоотверженно ринулся внутрь пылающего храма, чтобы спасти Святые Дары с Антиминсом и объятый пламенем, уже не мог выйти обратно». Потомки дьякона Павла Цветаева ежегодно приезжают в храм и на погост почтить память своего предка. На пепелище сгоревшей церкви решено было построить каменный храм из красного кирпича уже с тремя престолами: Преображения Господня, Казанской иконы Богоматери, и святителя Николая Чудотворца. Строителем его суждено было стать священнику о. Петру (Покровскому), служившему на приходе.
28 мая 1906 года было положено основание новому каменному храму. Для строительства его был построен свой кирпичный завод. Храм строили всем миром, были и сборщики, ходившие по домам, и жертвователи. Наибольшее пожертвование пришло от государя императора Николая II – 1000 рублей. До нас дошли имена церковного старосты С.С. Малюшина, местного крестьянина Куликова И.С., Булгакова П.Г. – бывшего местного земского начальника, много сделавших для строительства храма. Крестьяне возили кирпич, лес, известь. И среди лесов возник красавец – храм, который прихожане стали называть собором, выражая свою искреннюю радость и религиозные чувства.
Новоустроенный храм был освящен в 1913 году 7 июля. Настоятель храма священник Петр Покровский благодарил всех участников cтроительства и огласил телеграмму Государю - императору. Отец Петр был далек от политики, даже после революции 1917 года эту тему он в своих проповедях не поднимал, но волна репрессий докатилась и до российской глубинки. Сначала перевезли с погоста школу в деревню Теренино, потом стали вводить всякие ограничения на церковную деятельность, храм и священников обложили непосильными налогами, а затем дело дошло и до раскулачивания. 18 ноября 1937 года отца Петра внезапно арестовывают прямо в церкви, предъявляют обвинения в контрреволюционной деятельности и увозят навсегда. По постановлению тройки НКВД по Ивановской области П.И. Покровский подвергнут высшей мере наказания – расстрелу, который и был приведен в исполнение 16 декабря 1937 года в Иванове. Впоследствии он был реабилитирован. К великому сожалению отец Петр Иванович Покровский не причислен к лику новомучеников и исповедников Российских, но почитание его существует и память о нём хранится в сердцах православных, живущих в этих местах.
Всю свою историю Храм Преображения Господня был, как находящийся в лесной засаде богатырь, готовый в любой момент выйти на правый бой с врагом. Но сейчас этому богатырю требуется помощь. И она должна исходить от нас, тех, кто держит в своих руках этот буклет. Помогая церкви, мы строим себе жилище на небесах. От нас зависит, будет ли храму Преображения Господня на старинном погосте Спас - Железино 200 лет.
Храм Преображения.
Стоит красавец – «красный» храм
Среди лесов зеленых летом
Иль снежной шубою одетый,
Стоит Преображенья храм
Быть может, Муромец Илья
Здесь проскакал в былинные годы,
А может, Грозного коня
Целебные лечили воды.
И наши предки с давних лет
Увидев, как всё здесь прекрасно,
На этом месте, как завет,
Рубили церкви утром ясным.
Вот, наконец, воздвигли храм,
На помощь Бога уповая,
И нам потомкам, только нам
Здесь жить Россию прославляя.
Л.А. Артемьева.
8. Экскурсия «Храм Спаса Нерукотворного в селе Никулино».
Представьте себе такую картину: мы едем на машине почти через весь район в сторону Меленок, проезжая Малышево, Драчево, Губино и вдруг совершенно внезапно перед нами открывается живописная картина – старинное село, в центре которого находится замечательный храм со взметнувшимися вверх куполами – это село Никулино и старинная церковь в честь Спаса Нерукотворного.
«Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии 1897 г.» повествует: «Село Никулино, при прудах, находится в 10 верстах от уездного и в 100 от губернского города. В писцовых книгах 1629-1630 годов сельцо Никулино отмечено за Осминой Федоровым Дурасовым и вдовой брата его с детьми. В селе двор помещика и 9 крестьянских дворов. О церкви здесь не упомянуто, следовательно, ее тогда не существовало. И в окладных книгах 1676 года Никулино значиться деревней в приходе погоста Георгиевского в Коробщиках, в ней тогда было два двора помещичьих, 27 крестьянских (в 1896 г. – 61 двор).
Когда построена церковь в первый раз неизвестно, а существующий ныне каменный храм построен в 1777 году на средства местного вотчинника Зиновия Тимофеевича Дурасова. Наружный вид храма сохранился. Престолов в храме было два: главный в честь Спаса Нерукотворного, а в приделе теплом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Над престолом и жертвенником установлены деревянные резные сени. Утварью, ризами, богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон богатством украшения обращает внимание икона Спаса Нерукотворного и казанской иконы Божией Матери в серебряных вызолоченных ризах, приложены они помещицей Дурасовой. Особенно чтима икона Знамения Пресвятой Богородице, приложенная в церковь в 1864 году, почитается чудотворной.
Также в Никулино в конце 19 века была земская народная школа с 45 учениками.
Рядом с храмом старинное кладбище, на самом краю которого находится могила местного уроженца, предпринимателя, благотворителя Степана Васильевича Воронцова. Изысканный надгробный памятник из черного гранита, на котором были высечены две надписи. Сверху – «Господи, да будет воля твоя», а внизу «Личный почетный гражданин Степан Васильевич Воронцов скончался 2 ноября 1916 г. 53 лет».
Храм вблизи еще больше поразил своим размером и величием. Мы с большой осторожностью вошли в помещение. Как же жаль эти заброшенные храмы. Они похожи на больных, но красивых и гордых стариков, оставленных своими детьми. Осмотрев храм, и еще раз постояв у надгробия С.В. Воронцова, мы пошли в село. Из воспоминаний племянницы С.В. Воронцова Л.П. Пименовой (Малыгиной): «Мне было три годка, когда его хоронили, не очень хорошо помню, но черты его остались в памяти. Мы его все дяденькой называли. И Степан Васильевич и его жена Анна Яковлевна – тетенька – родом отсюда из Никулина. Моя мама Мария Васильевна родная сестра Степана Васильевича Воронцова. Дяденька имел свое дело в Москве, а селу уж больно помогал. И работали у него многие мужики здешние. Его приезда всегда на селе ждали, как праздник для всех был. В засуху овес давал всем бесплатно. А однажды летом полсела сгорело, так он всем погорельцам дал лес и помог дома поставить. Все его любили. Умер он внезапно, а всего 53 года ему было. Привезли его из Москвы до Бутылиц. А оттуда мужики всю дорогу гроб на руках несли. Очень его жалели. На поминки весь народ в селе платками наделили».
Из воспоминаний старожилов: «В праздники, особенно много было народу! Со всех деревень шли мужики и бабы, детей вели и все радостные, друг другу кланяются, с праздником поздравляют. Пока храм не закрыли, со всей округи народ в церковь ходил и из Меленковского района приходили из деревень Скрыпина, Шушпанова, Зарослова, Пошатова, Мусина, Аихимова». Вспоминали последнего священника отца Вениамина. «Добрую память оставил о себе этот батюшка. На Пасху в каждый дом заходил на молебен. Придет, а ему конечно, деньги дают на храм, так он их и раздаст детям в этой же семье с напутствием, с добрыми пожеланиями. Однажды зашел в дом один, а там бедность ужасная, он им целую горсть денег дал. Об этом многие знали, бескорыстный был человек. Никогда без дела не сидел, всю ограду церковную сам отремонтировал. Всех приглашал венчаться, говорил: «Приходите, никаких денег не надо, только венчайтесь перед Господом».
Наши храмы.
С высоких гор летящие,
Или в реку глядящие,
Иль в полюшке стоящие,
По всей Руси Святой,
Печалят сердце верное
Разрушенные надолго
И храмы, и часовенки
Нездешней красотой.
Когда-то в годы давние
Сюда ходили прадеды
И беды и сомнения
Они несли с собой.
И получали здесь они
Душе отдохновение
Молились и крестились,
Чтоб чувствовать покой.
Теперь настало время нам,
Сегодняшним, покаяться
За все грехи свершенные
Пред нами и сейчас.
И каждый пусть с душой своей
Наедине останется
Чтоб искра Славы Божией
Запечатлелась в нас.
Л.А. Артемьева
9. Храм святителя Николая Чудотворца в селе Малышево.
В писцовых книгах 1628—1630 гг. есть запись, что село Малышево в 1627 году пожаловано царем Михаилом Федоровичем дьяку Ивану Грязеву за его Астраханскую службу, в селе есть две церкви, одна из которых во имя святого Николая Чудотворца. Обе сооружены вновь.
В 1844 году помещик Владимир Михайлович Есипов подал прошение о переносе села и строительстве новой каменной церкви вместо обветшавшей старой. По преданию, жители села вымерли от чумы и люди на старом месте больше не захотели селиться.
В 1847 году на новом месте на средства помещика Есипова выстроен каменный храм, освящённый во имя святителя Митрофана Воронежского. В 1870 году по просьбе прихожан он переименован в честь святого Николая Чудотворца.
С 1888 года в селе при церкви действовала церковно-приходская школа.
После установления советской власти храм в селе был закрыта около 1926 года. Есть сведения, что прихожане тайно продолжали совершать моления. В самом же здании храма в этот период располагались слесарные мастерские, затем — школьный интернат, а после переезда интерната в новое здание, старое стояло заброшенным.
В конце 90-х годов XX века жители села Малышево и представители Владимирской епархии решили восстановить храм..
В июне 2009 года село посетил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, который впервые за 70 лет провёл в храме архиерейскую службу.
Храм Николая Чудотворца в старинном селе Малышево восстановлен. Там сформировался приход. И сейчас, проезжающие село видят аккуратный белый храм, увенчанный позолоченным куполом.
10. Экскурсия «Храм преподобных Сергия и Никона Радонежских в посёлке Красная Горбатка».
Строительство храма началось в 2010 году. 29 апреля 2012 года в воскресенье, в день памяти святых жен-мироносиц состоялось освящение храма во имя преподобных Серия и Никона Радонежских в поселке Красная Горбатка. В освящении приняли участие архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев).
Благочинный Селивановского района протоиерей Артемий Студентов рассказал о значении этого храма для посёлка: «Жителям было в тягость ездить далеко, не было возможности получать духовное воспитание. Но Пресвятая Богородица заступилась за нас и послала к нам преподобных Сергия и Никона как покровителей храма сего. Этот храм не только для нас, но и для будущих поколений».
После совершения чина освящения в храме началась первая Божественная литургия, за которой к прихожанам со словом проповеди обратился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Этот день велик как историческое событие в этом богоспасаемом селении. Человек рождается из небытия в вечность, а земной путь – выбор между светом и тьмой, добром и злом. Если у вас не было храма, вы могли оправдаться. Сегодня Господь дал вам всё. Воспитывайте своих детей в благочестии, чтобы они упражнялись в добродетелях и тогда слова Господа: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34) - будут обращены к нам». Высокопреосвященнейший Георгий указал на устроителей храма: «Этот храм построен по благословению архиепископа Евлогия, который являлся насельником Троице-Сергиевой лавры, заботами и радением архиепископа Феогноста – уроженца Красной Горбатки, наместника Троице-Сергиевой лавры». В благословение храму Владыка пожертвовал икону прп. Серафима Саровского с частицей мощей.
В завершении Литургии со словами благодарности к устроителям и попечителям этого храма обратился архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, отметив: «Сегодня святые Сергий и Никон Радонежские зазвали нас в Красную Горбатку. Нам отрадно, что здесь теперь ничего не мешает молиться. Протоиерею Артемию будет трудно, но надеемся, что люди отзовутся». От епархии храму была преподнесена икона Спасителя.
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност высказал пожелание, чтобы двери храма всегда были открыты и все желающие могли предстать перед Богом, принести духовные плоды. Его Высокопреосвященство преподнес в дар храму шитый образ преподобного Сергия Радонежского – копию покрова, созданного руками учеников аввы и хранящуюся в Ризнице Троице-Сергиевой лавры.
Икону святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии преподнес храму благочинный Муромского благочиния протоиерей Николай Симчук.
В этот день были вручены: епархиальная медаль святого благоверного князя Андрея Боголюбского I-й степени – главе администрации Селивановского района С.В. Лебедеву, ктитору храма – В.И. Даниленко; епархиальная медаль святого благоверного князя Андрея Боголюбского III-й степени – В.П. Махрову, Е.М. Даниленко, архиерейские грамоты за труды – С.М. Агапову, В.П. Авдееву.
Храм Сергия и Никона Радонежских стал настоящим центром духовной жизни жителей Селивановского района: на территории храма проходят фестиваль духовной и патриотической песни «Русь святая. Под покровом преподобного Сергия» и слёт военно-патриотических клубов и объединений "В будущее с надеждой", работают воскресные школы для детей и взрослых. Есть бесплатная библиотека духовной литературы.
В самом храме находится чудотворная икона Богородицы «Иверская», иконы с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Луки Крымского. Большой мощевик с частицами мощей многих святых.
11. Храм Жен-мироносиц у станции Селиваново.
Никто из местных жителей не предполагал, что придёт время и в нашем поселке появится храм, совсем не похожий по своей архитектуре на другие храмы. Предыстория его появления очень интересна. Когда-то в серединке улицы Шмелькова стоял ничем не примечательный дом, в котором жила семья Гузиковых. В этой семье родился младенец Игорь, которого тайно дома крестил протоиерей Василий Шунин - настоятель храма Преображения Господня на погосте Спас-Железино. Тогда никто не мог предположить, что пройдут годы, и Красная Горбатка будет гордиться своим знаменитым земляком - владыкой Феогностом.
Дом, в котором родился владыка сгорел, и на том самом месте по его желанию и на его средства был построен необычный храм, в стиле русского деревянного зодчества в честь жен-мироносиц.
Корни русского деревянного зодчества уходят к древнеславянскому строительству. Сложившееся на Руси направление традиционной архитектуры, имеющее устойчивые и ярко выраженные конструктивно-технические и архитектурно-художественные особенности, которые определяются деревом как основным материалом. Русское деревянное зодчество — уникальное явление в мировой архитектуре. Древняя отечественная традиция является самобытным направлением, аналогов которому нет в мире. Наивысшего развития русское деревянное зодчество достигло на Русском Севере в XV–XVIII веках.
Посвящение деревянного храма женам-мироносицам очень символично. Это женщины, помогавшие Иисусу Христу во время Его земного странствия, стоявшие у Его Креста, им первым явил Себя воскресший Христос. Сегодняшняя ситуация в православной церкви показывает, что наибольшее количество прихожан – женщины. Женский праздник православных женщин — это не 8 марта, а День жен-мироносиц. И теперь в Красной Горбатке есть храм в их честь. Это всего второй храм во Владимирской митрополии, который им посвящен.
Паломники и туристы будут приятно удивлены, посетив этот деревянный храм, как будто побывают где-нибудь на севере, увидев чешуйчатый купол, деревянную крышу и гульбище вдоль храма. Наследие деревянного зодчества быстро утрачивается, но на Красной Горбатке в «Серебряном кольце Селивановского края» появился этот деревянный шедевр – храм Жен-мироносиц.
Презентацию можно скачать или посмотреть здесь или сканировав следующий QR-код.