Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами празднуем славный и радостный праздник Сретения Господня. Этот праздник так называется потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятидневного Младенца Господа Иисуса Христа с Пречистою Его Матерью. Вот так это священное событие описывается евангелистом Лукою: "А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить нал Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и слава народа Твоего Израиля.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была Нем" (Лк. 2, 22-40).

Это чудное повествование, дорогие братия и сестры. Остановим наше внимание на словах: "И благословил их Симеон и сказал Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий".

Дорогие братия и сестры, Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиною чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю, чтобы лежать на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей вознести на подобающую нравственную высоту и, соделав их достойными неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом, Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами; напротив, Он пришёл для того, чтобы соединить всех людей воедино, быть единым Пастырем всего человеческого рода. Желая, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины (2 Тим. 3, 7), Он для этого именно и пришел. Но сами люди, их грехи и дурные наклонности были причиною того, что, пришедши в мир для спасения всех, Христос для одних соделался виновником восстания, а для других послужил невольною причиною падения - сделался предметом пререканий, что одни с радостию приняли Его, уверовали в Него как в Бога Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его, усмотрев в Нем врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так ко Христу относятся на всем протяжении существования христианской веры, до наших дней - одни с верою и любовью, а другие с неверием и ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и пришествия Его: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо.

В самом деле, тотчас же по рождении Христа началось пререкание о Нем, и Он стал лежать на падение одним и на восстание другим. Ангелы и добрые люди встречают рождение Его с ликованием и славословиями и видят в Нем утеху и славу Израилеву, а другие вместе с Иродом ищут убить Его. Является Христос с проповедию Своего Евангелия, возвещает людям божественную истину и святой закон любви и благотворит людям - и что же мы видим? Одни принимают Его учение, с благоговением взирают на Его дела и делаются последователями Его, а другие ожесточаются против Него и простирают свою вражду и ненависть к Нему до того, что обрекают Его на страшные мучения и пригвождают Его ко кресту. И спасительная смерть Его, и славное воскресение Его не положили конца разделению людей на спасаемых и погибающих - одни из свидете-лей страданий и смерти Его вразумились и спаслись, а другие погибли в своем ожесточении. Эти пророческие слова праведного Симеона "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле" находили себе подтверждение в течение двадцати веков истекших. И в наше время, как и во все времена, Христос лежит одним на падение, а другим на восстание, служит предметом пререканий. Достойно слез, дорогие братия и сестры, что Сладчайший наш Господь. Который пришел дать людям счастье и радость, положивший из любви к человеческому роду Свою дорогую жизнь, является предметом противоречий и озлобления к Нему. Христос - как Путь - лежит на стезях всех людей, занимая в жизни и судьбах человечества такое положение, что, куда бы люди ни пошли, они везде непременно встречаются с Ним и, встретившись, или восстают, утверждаясь на Нем, или претыкаются и падают. Се, лежит на падение и на востание многим не только во Израили, но и во всем человечестве; не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времен и народов Он предмет противоречий.

Дорогие братия и сестры, кроме усвоения этой божественной истины, настоящее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в нашей жизни. Праведный Симеон, который, по преданию, жил триста шестьдесят лет, и ему было предсказано, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Спасителя, - когда взял на руки Младенца Христа, то духом возрадовался и воспел дивную песнь: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое". Его очи видели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет. Но, для того чтобы такую песнь мог при смерти воспеть и всякий из нас, нужно быть и нам богоприимцами и богоносцами. Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он носил на руках своих Младенца, а наипаче потому, что он в сердце своём носил Христа вместе со Отцем и Святым Духом. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство. "Аще кто любит Мя, - сказал Господь, - слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). И в другом месте: "Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною" (Апок.3, 20). Для этого высокого достоинства требуется от нас только, чтобы мы любили Христа, и соблюдали святые Его заповеди, и не запирали сердца своего, когда Он стучится к нам или через слово Свое или чрез скорби и так далее. Праведного Симеона удостоило быть богоприимцем и богоносцем то, что он был человек праведен, чая утехи Израилевы, то, что он жил по закону Божию и ожидаемого Мессию носил в сердце прежде, нежели приял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то он не удостоился бы приять Христа на свои руки или, если бы принял, то не воспел бы такой отрадной песни: "Ныне отпущаеши раба Твоего". Внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви не полезно. Многие иудеи осязали Его и прикасались к Нему, однако это им никакой пользы не принесло. Отсюда ясно видно, что богоносцем может называться тот, кто соблюдает заповеди Христовы и любит Бога...

Архимандрит КИРИЛЛ (Павлов).