Доклад на пастырском семинаре духовенства Муромской и Вязниковской епархии

на тему:
«Пастырь в современных условиях».

Благочинный Селивановского округа
Протоирей Артемий Студентов.

 16 декабря 2014 года


СОДЕРЖАНИЕ
Вступление.
Основная часть. Пастырь в современных условиях.
Заключение.
Список использованной литературы.

 

Вступление.
  Бог создав человека по Своему образу и подобию, даровал ему тем самым великий дар, неоценимое сокровище – возможность следовать путём обожения. Для достижения этого духовного совершенства человеку необходимо постоянно вступать в общение со своим Творцом.
  Благовестие Нового Завета принесло людям особое откровение о священстве и настоящем пастырстве. «Священник Христов – строитель тайн, строитель Тела Христова. Он призван сам, а через него и другие, созидать новое Царство благодати» (2, стр. 29). Следовательно, он связан с миром, который постоянно меняется, ставя перед Церковью всё новые и новые вопросы. Бог по существу неизменяемый: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И заповеди Его те же, и грех имеет всё такое же следствие, меняются только формы. С этими новшествами происходит изменение мышления и менталитета человека, его реакций на происходящее. Духовенству необходимо реагировать и на эти изменения.
  Священник Православной Церкви в своём служении Богу и людям имеет три основные обязанности: совершать таинства и священнодействия, учить людей и блюсти паству, то есть сохранять, вверенных ему чад Церкви. Невозможно выделить что-то одно, как самое важное. Если священник будет ревностно служить, даже каждый день, но не будет проповедовать, то его служение не достигнет основной цели – привести пасомых к Богу. Люди могут посещать службы, но если не будут понимать происходящее, то не смогут возвыситься до Богообщения.
  Так с чем же сталкивается пастырь в современном мире?

Основная часть. Пастырь в современных условиях.

  В ноябре 2014 года на одном из форумов Святейший Патриарх Кирилл обозначил три основные проблемы современности: «Первая — это информация и ее влияние, второе — это стремление к удовольствиям, и третья — это стремление к комфорту» (3).
   Информация. Желание знать свойственно человеку, этим пользуется современный мир, желая поработить человеческий ум, вытесняя духовное. Новости, новости, новости. И вот уже встречается духовенство и обсуждают то, что в мире. В беседах с ближними переходим на житейское и выступаем в роли третейских судей. Разве мы поставлены судить. Полезно нам избегать разговоров о политике, финансовом мире, там есть свои эксперты, наше слово должно быть «с солью». Сказано, что «духовный судит о всем» (1Кор. 2:16), потому что ему «Бог открыл это Духом Своим» (1Кор. 2:10). Это истина, но призвание пресвитера возвышенное, светлое, не от мира сего. В познании горнего нужно нам углубляться. Первейшее средство в этом – богослужение. «Священство есть по преимуществу литургия, Евхаристия, мистическое единство со Христом в таинстве Тела и Крови. Единство и самого пастыря, и его пасомых» (2, стр. 43).
  Вся духовная жизнь иерея направлена на это евхаристическое освящение себя и людей. Священнику, как и всякому простому смертному, могут и не даны быть выдающиеся таланты. Он может быть посредственным оратором, слабым администратором, строителем или реставратором. Возможно не получается преподавание детям в воскресной школе, но если пастырь будет не радеть о деле «строительства тайн» и служения Божественной литургии, для причащения себя и пасомых Телу Христову, ради их обожения и причащения Божескому естеству, то оправдания ему не будет. Православное богослужение, особенно же Божественная литургия, должно занимать в жизни и служении пастыря «центральное место», но не единственное.
  Самообразование, не менее важное делание для пресвитера. Не все священники закончили семинарию. Можно возразить, что Божественная литургия «вся и всё», всему научи и всё откроет. Несомненно, что Евхаристия – это полнота. Но, мы живём в социуме и выходим за стены храма, где необходимо разумение и слово.
Образование даёт нам возможность правильно отвечать на вопросы, которые ставят перед нами и прихожане и светский мир.
Образование качественно повышает и совершаемое нами богослужение, исключая или минимизируя ошибки. Проповедь становится лучше, это уже не наши рассуждения, а «свет Христов» через учение святых Отцов.
 Необходимо отметить, что семинарское образование является лишь фундаментом для дальнейшего самообучения. Но, встречаются реплики: «Я знаю и мне этого достаточно». Послушаем святого апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать…» (1Кор. 8:2).
Вторая проблема современности – стремление к удовольствию. Наслаждение ставится во главу угла. Уже с детства это прививается современному человеку. Воздержание как добродетель вычеркнута из сознания. Конечно, православные христиане знают пост, а некоторые детей своих приучают к нему, но сути часто не понимают. Священнику необходимо самому быть воздержанному и учить этому других. Это относится ко всему: еде, питию, словам, эмоциям, мыслям. Словом ко всему, что касается внутреннего и внешнего.
  Христианство – это крестоношение. И священство и миряне призваны Богом к райскому наслаждению. А удовольствия мира сего – это подмена и прелесть. Избегая крайностей, нам дан царский путь. У нас семьи и сами мы ещё не «небожители». Нуждаемся в отдыхе, общениях, приносящих мир и радостное состояние. Нельзя строить своё личное благочестие на слёзах супруги или детей. Но «всё что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца» (Ин. 2:16).
   Чем больше пастырь служит, тем больше он проникается атмосферой святости. К этому ему нужно устремлять свой духовный взор, святость должна быть нормой священнослужителя. Всякое тайнодействие, совершаемое пастырем, есть дерзновенное прошение к Богу. Священник молится, ходатайствует, призывает, а благодать Духа Святого всё восполняет, врачует, прелагает, освящает. Осознавая это, мудрый пастырь трудится над преображением своего «внутреннего человека», стремясь ещё к большей святости. «Как с солнцем неразлучны свет и теплота, - поучает святой праведный Иоанн Кронштадский, - так с лицом иерея не должны быть разлучны святость, учительность, любовь, милосердие ко всем … он должен быть светом для всех, живительной теплотой, душой всех» (4, стр. 202).
 Для достойного совершения служб и таинств, священнику нужно готовиться. Это касается не только Евхаристии. Так, совершая таинство Святого Крещения, в молитве после мирной ектеньи священник просит Бога очистить его от всякой скверны, осознавая величие происходящего действа.

  В подготовке пастыря к богослужению можно увидеть две составляющие: первое - это сама жизнь пастыря, второе - это непосредственное предуготовление, связанное с внутренним и внешним очищением.
   В самой жизни пастырь призывается показывать образец высокой нравственности. По слову апостола Павла, пастырь «непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестен, воздержен...» (Титу 1, 7-8). Священнику необходимо быть смиренным, а христианская добродетель смирения не имеет ничего общего с грубостью и внешней недисциплинированностью.
   Непосредственное приготовление пастыря к совершению Таинств связано с молитвой, а если это касается Евхаристии, то и с постом. В древности не существовало определённого молитвенного правила, но сейчас оно есть. В этих молитвах отражена сущность Таинства, как Таинства Тела и Крови Христовых и его благотворное действие на душу кающегося грешника. В молитвах приводятся и примеры истинного покаяния, следствием которого является исправление. Именно поэтому указано неукоснительно прочитывать правило полностью. Если же иерей по уважительной причине не может этого сделать, то должен вычитать молитвы ко причащению, а оставшуюся часть правила прочитать после службы.
  Одной молитвы недостаточно, необходимо покаяние, запечатлеваемое исповедью. В наше время вошло в практику мирянам исповедоваться перед каждым причащением, хотя мы знаем, что в греческой Церкви другая традиция. Для духовенства есть духовники благочиний, у которых мы исповедуемся как минимум 4 раза в году. Интересно, что в древности существовал чин самоисповеди, которого ныне нет в практике: «Приступите хотя к Божественной службе, повинен есть священник глаголати поновление исповедное грехов своих перед отцем духовным, аще ли ни, ино перед иным священником братом своим, аще ли един будет, то перед образом Божиим, в сокрушении сердца со слезами глаголи сия рек...» (5, прилож. к II т. стр. 30).

  Важнейшим составляющим в приготовлении к причащению является пост. Все мы знаем чудесное действие поста, которое по учению Спасителя «прогоняет бесов». Пост избавляет человека от страстей и мучительной власти дьявола. Для служащего священника пост простирается и на семейную жизнь. Пастырь обязан воздерживаться от супружеской связи не только перед службой, но и в день после литургии. Ведь по слову святителя Григория Богослова, пастырь должен «стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, возсозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горнего мира и, скажу больше, - быть Богом и творить богами» (2, стр. 76). Высота такого служения призывает пастыря быть в мире со всеми. Если же он имеет к кому-нибудь неприязнь, то «должен сам пойти и примирится и только тогда приступать к святому Престолу» (6, стр. 129).
   Вот и видим, что очередной вызов современности, связанный с навязыванием безудержного желания удовольствий, противоречит христианскому образу жизни. По словам святителя Иоанна Златоустого, священник «должен быть так чист, как если бы стоял на небе посреди ангельских сил» (6, стр. 131).
Теперь о комфорте в контексте нашего разговора. Речь не об обустройстве необходимого вокруг нас. Духовенству приходится в современных условиях выполнять много дел, несвязанных с прямой пастырской деятельностью. Для этого нужны, так сказать «инструменты». Добиться качественного выполнения работ возможно только с, как минимум, полупрофессиональным инструментом, а он далеко не дёшев. Поэтому, если например, священнику приходится много ездить, наверное, нужна комфортная и безопасная машина. Проблема не в этом. Комфорт, как прямое противодействие крестоношению, вот вызов современного секуляризованного мира христианству, мира в котором превалирует потребительство.
   Внешнее состояние человека является отражением его внутреннего мира. Одежда, жильё, поведение показывают всем внутреннее состояние личности. Когда священник один, то спрос свой, а когда он на людях, то тогда требуется большая осторожность во всём.
По вопросу одежды священника в миру. Нет канона, устанавливающего форму одежды священника для повседневного ношения. Мы не имеем определённой формы как у католиков. Есть благочестивые традиции, которые следует хранить. Когда священник в подряснике идёт по улице – это проповедь и миссионерство. Но ничего нет предосудительного, если он одевается в светскую одежду, но помня всегда, что с ним Ангел хранитель и неразрывно сан пресвитера. Одежда должна быть опрятной, скажем прямо добротной, но не вызывающей.

    Иерею надобно следить и за своим жильём. В нём хорошо сочетать скромность обстановки, молитвенность, серьёзность и чистоту. Это проблема существовала у духовенства ещё до революции, вот, что мы читаем у протоиерея Ковальницкого в книге изданной в 1905 году: «Между тем, священнослужитель должен взять во внимание, что нечистоту, непорядок неприятно встречать даже в его собственном доме, а тем более неприятно встречать это в доме Божием - святом храме» (7, стр. 49). Поэтому «многие священники достойны укора за ненадлежащее отношение к святыне» (7, стр. 48).

Заключение.

  В заключение необходимо сказать, что только в «общении любви» возможна духовная связь пастыря с пасомыми, со всеми приходящими в храм. В дом Божий они стекаются со своими проблемами и бедами. И все ожидают помощи от Бога, примирения с Ним и друг с другом. Пастырю необходимо молится о вверенных ему чадах, желательно поимённо, на домашней молитве и в храме, а не только вынимать частички, что является нашим долгом. Вот пример отца Иоанна Кронштадского: «Вначале он усердно поминал у жертвенника всех живых и мертвых, со слезами молился о всех, дерзновенно просил у Господа за скорбящих и страждущих, по временам отходил, потом опять возвращался и снова молился, становился на колени, обнимал дискос и видимо страдал вместе с людьми, за которых молился» (8, стр. 125).
  Так же следует бережно относится к благочестивым традициям, сохранившимся в Церкви. Проявлять уважение к старшим собратиям, как хранителям ценного опыта соборной жизни.
   Подводя итог вышесказанному, отметим, что в нынешнее время пастырское служение требует от священника и даже его семьи, большой самоотдачи. Только так он может выполнить обеты, данные во время хиротонии, и привести пасомых к Богу.

 

Список использованной литературы.

1. Новый Завет. Юбилейное издание, посвященное 1000-летию крещения Руси. Франция, Тэзэ, б.г.
2. Архимандрик Киприан ( Керн ). Православное пастырское служение. М., 1996.
3. http://www.eparh33.ru/news/20141118Patr/
4. Протоиерей Сергиев И. Чувство и созерцание христианской души. Том 5. СПб., 1905.
5. Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Том 3. М., 1995.
6. Иеродиакон Константин (Ефремцев ). Божественная Литургия в жизни православного иерея. Курсовое сочинение. ТСЛ. Загорск, 1974.
7. Протоиерей Ковальницкий А. Голос Спасителя к пастырю Христовой Церкви. Спб., 1905.
8. Самойлов А. Пастырь - совершитель богослужения по сочинениям святого праведного Иоанна Кронштадского. Диссертация на соискание степени кандидата богословия. ТСЛ. Сергиев Посад, 1991.