Тексты экскурсий по проекту «Серебряное кольцо» Селивановского края». Авторы проекта: Л.А. Артемьева, Н. Ю. Миронова, протоиерей А.В. Студентов.
 
1. Святая праведная Иулиания Лазаревская и наш край.    
    Между двумя деревнями Делово и Паршово простираются луга, принадлежавшие в ХVII веке семье Иулиании Лазаревской. Когда-то в незапамятные времена, недалеко от речки, после смерти Иулиании на одном из лугов забил ключик – родничок, а потом и целое озерцо образовалось.    Люди очень быстро поняли, что источник это целебный. Особенно вода его помогала больным деткам. В благодарность за многочисленные исцеления, построили наши земляки часовенку из красного кирпича рядом с источником. После революции 1917 года её разрушили.

    Кто же она, чьим именем назван святой источник? Иулиания Лазаревская с детства отличалась невероятной добротой, скромностью и преданной любовью к Богу.   Когда ей исполнилось 16 лет, она стала завидной невестой, которая обладала множеством достоинств необходимых женщине, но самое главное – это необыкновенная доброта к людям.   Уже в таком возрасте она помогала нищим, сиротам и всем нуждающимся, отдавала свои рукодельные работы в храм. Вскоре к ней посватался Юрий Осорьин – человек, принадлежавший к знатному боярскому роду, имеющий хорошее состояние.  В семье Осорьиных Иулианию приняли хорошо. Она сразу же понравилась свекрови и свёкру. Иулиания покорила их своей скромностью, милосердием и трудолюбием.  Венчаны молодожёны были в храме села Лазаревское под Муромом.   Супруги очень любили друг друга, у них родилось 13 детей: шестеро умерли во младенчестве, а семеро остались в живых.

     Во времена Иулиании Лазаревской на страну было много напастей, одной из них была чума. Все люди закрывались в домах, и не выходили из них, боясь заразиться.  Иулиания мыла больных в своей бане, там же она и лечила людей травами и молитвами, не боясь заразиться. Она лишь уповала на Бога, отдавая всю себя работе и заботе о немощных, нищих, сиротах, он ей и помогал на нелегком жизненном пути.
    Наступили страшные для России времена Смуты и голода, унесшего множество жизней, но    и в это время Иулиания думала о других людях.    Со своими слугами она ходила в лес, луга, где собирала травы, коренья, кору с деревьев, лебеду и пекла хлеб. Этим хлебом, кормила людей, умирающих от голода. И ходила молва по всей округе, что нет лучшего хлеба, чем у Иулиании!    Вот такая она, святая праведная Иулиания Лазаревская.        Источник, о котором шла речь выше, существует в нашем Селивановском районе и по сей день, и чудеса исцеления происходят. Мы сами были свидетелями. 
    В Дуброве, Паршове, Делове и других окрестных деревнях об этом источнике знали давно. А мы получили сведения о нем от разных людей: Е.И. Павельевой – жительницы Коврова 1909 г.р., Е.И. Зауровой 1913 г.р. жительницы с. Дуброво, краеведа из села Талызино Ю.Солонина, от А.И. Староверовой 1910-2014 годы жизни.
    В период гонения на религию решено было источник запахать. Но трактор, не доезжая до него 100 метров, стал тонуть. Сначала начальство не поверило трактористу, думая, что он не хочет запахивать источник, а потом приехали, сами убедились, да, тонет трактор и оставили источник в покое.
    Был случай. Один житель Москвы, купивший дачу в этих местах, решил полечить своего сына, болевшего диатезом, попросил А.И. Староверову указать место источника, а к тому времени там не только часовни, но и мосточков не осталось, все разрушили. И вот Анна Ивановна, как свои пять пальцев знавшая эти места, не могла найти его. А москвич сказал: «Это, наверное, потому что я не крещеный». Он окрестился в ближайшее воскресенье, а на следующий день источник нашли, ребенок выздоровел.
     С 1997 года началось возрождение. По благословению Муромского игумена Кронида благоустройством источника занялся местный предприниматель А.Н. Кузнецов. Это действительно святой источник, ходят к нему крестным ходом из храма, приезжают экскурсии.  
 
2. Храм Илии Пророка в селе Ильинское Селивановского района Владимирской области.
     В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии 1897 года» о селе и храме сказано следующее: «Погост Ильинский на  р. Кестоме  находится в 58 верстах от уездного и в 90 верстах от губернского городов.    Церковь существовала там уже в начале ХVII века.
     В патриарших окладных книгах от 1628 года отмечено так «…церковь пророка Илии в вотчине боярина Феодора Ивановича Мстиславского в Ерополче на реке Кестоме».  А по источникам 1703 года на погосте значится ещё церковь Пресвятой Богородицы Казанской, в которой было два престола- в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя мучеников Фрола и Лавра. Долгое время хранился крест с надписью «Освятился жертвенник Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в придельном храме Фрола и Лавра в 1703 году».  Оба храма будучи деревянными сгорели, что не было редкостью в те времена.   В 1825 году был построен каменный пятиглавый храм, имевший три престола: в честь Пророка Илии, во имя святого мученика Георгия и в честь Воздвижения Креста Господня.  Село Ильинское было большое и богатое, об этом говорят и до сих пор сохранившиеся каменные постройки, и воспоминания старожилов, и сохранившиеся архивные данные.   В Ильинском приходе было 24 деревни, большинства из них уже нет на карте района: Ключики, Аксёново, Марьин Оселок, Ретиха, Пелевино, Демидово и другие. Жаль, что этих деревень и многих, многих других уже нет. 
В селе была большая рыночная площадь, остатки которой сохранились до сих пор. Когда-то в селе проходили ежегодные ярмарки, собиравшие большое количество торговцев, крестьян из ближних и дальних мест. И продавцы, и покупатели приезжали на лошадях. Их надо было накормить, почистить, напоить. Всем этим занимались местные мальчишки, для которых ярмарки были временем, когда можно было неплохо заработать и некоторые за ярмарочный день зарабатывали до 3 рублей. Это были большие деньги.   Народ в селе был основательный и трудолюбивый. Все важные вопросы жизни села мужчины решали в чайной. Таких чайных в селе было две. Был также был также большой двухэтажный клуб, в который приглашали даже московских артистов.
       В селе было 5 пекарен, мельница, кирпичные сараи (так называли небольшой заводик по производству кирпича).  В Ильинском все сохранившиеся с начала века постройки сложены из этого красного кирпича.  Старожилы рассказывали, что после похода в лес за грибами, а их в округе было великое множество, люди приходили к кирпичным сараям, около которых на просушку были выложены горячие кирпичи, на них и сушили грибы. Домой уже приносили готовые.   В селе была также общественная баня, кредитное товарищество, а ещё в Ильинском лили колокола.
      Около храма была вырыта огромная яма, туда и заливали расплавленный металл. Когда колокол был готов, собирался весь приход и старый, и малый, служили молебен, а мастерам давали деньги, как говорят, серебром да золотом. На дело денег не жалели.   Что касается храма, то, по словам старожилов, он был неземной красоты.   
    Основной объем выполнен формой двухэтажного четверика с массивным сферическим четырехскатным куполом, на котором возвышаются пять маковок на восьмигранных барабанчиках. С западного торца примыкает помещение трапезной с двускатной кровлей в обрамлении фронтонов, сопряженное с приделом четырехъярусной колокольни. В храме была интересная система отопления, которая давала возможность согревать его в самые лютые морозы, при этом никаких дров и печей не было видно. Храм был расписан замечательными фресками, часть которых сохранилась до сих пор. Полы выложены кафелем, который не потерял своего вида за 200 лет.
      До сих пор в храме сохранилась старинная икона «Воскресения Христова», которую, как и другие, пытались уничтожить. Но место, где расположена икона находится очень высоко, в неё даже стреляли, но, к счастью, она осталась на месте. По рассказам старожилов, храм окружала кирпичная ограда, на столбах были сделаны чаши, которые на праздники наполняли маслом и зажигали. Такие огромные лампады создавали неизгладимое впечатление.
        В настоящее время церковь Илии Пророка открыта для верующих, регулярно проводятся богослужения, однако, здание нуждается в восстановительных и реставрационных работах. В 2025 году храму исполнится 200 лет.
 
          Село Ильинское.
 
Старинное село с названием былинным
Стоит у перекрёстка двух путей,
Лишь шумом тополей, да трелью соловьиной
Оно встречает выросших детей.
Детей, чьи предки жили здесь когда-то
В старинном, шумном, радостном селе,
И ощущают все душой утрату того,
Что было здесь, в родной земле.
Но колокольный звон разбудит спящих,
И вновь народу к храму путь открыт.
А он, поняв вкус жизни настоящей,
Поверит, пожалеет и простит.
            Л. А. Артемьева.
 
3. Храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Тучково Селивановского района Владимирской области.
    «Село Тучково в XIX веке относилось к Судогодскому уезду, и было большим богатым селом. А первые сведения о нем находятся в окладных книгах Рязанской епархии 1676 года.
    По этим книгам в селе Тучково значится церковь Архангела Михаила. По местному преданию она сгорела в 1729 году и на ее месте была построена другая деревянная церковь, которая после постройки каменного храма была продана в Богородицкий погост Вязниковского уезда.
Каменную пятиглавую очень красивую церковь построили на средства купца Платона Герасимова в 1874 году».Престолов в храме три: главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери, а также в честь Архистратига Михаила и святого мученика Платона.   Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена богато.
     Приход состоял из села Тучкова и деревень Ершова, Кузнецов, Елизаветино, Хвосцова и Белькова.
Вот что рассказывала юным краеведам Александра Николаевна Любицева в 2000 году, сейчас её уже нет в живых:
«Приехала я в Тучково из Скалова, и очень мне село понравилось, а особенно храм, богатый был, красивый. Одних риз у священников было 12 штук. Склепы нас удивляли, старинные они. Однажды, в одном из них похоронили женщину селивановскую, так она все дочери снилась и говорила: «Почто меня в чужом месте похоронили».   А потом, вспоминает баба Шура, рушить все стали. До сих пор в ее глазах стоит неприглядная картина разорения Тучковского храма, как из дверей и окон выбрасывали старинные иконы и книги. Плакали все. Как жалели храм!
      Но жизнь продолжалась, только казалась она после разрушения храма еще тяжелей. Долгие 40 лет храм разваливался, ребятишки из пионерлагеря проникали внутрь, баловали, мусорили. Храм страдал, и никто, пожалуй, не верил в его возрождение, но произошло чудо.
Вот что рассказывал нам настоятель Тучковского храма, служивший в 1991-1998 годах - отец Дмитрий Болтрукевич. Ныне протоиерей Дмитрий является руководителем известного на всю страну детского православного учебного центра «Пересвет» в Сергиевом Посаде:
«Сам я москвич, служил в Троице – Сергиевой Лавре, где познакомился с архимандритом (сейчас митрополитом) Феогностом (в миру Игорь Гузиков), уроженцем поселка Красная Горбатка. Его сестра стала вскоре моей супругой. 
     Приехав отдыхать на родину жены, в Селивановский район, я остановился в окрестностях деревни Матвеевка и прогулялся пешком до села Тучково, где находилась церковь, красота которой сразила меня. Расположенная на высоком холме, она как бы парила в воздухе. Однако, подойдя ближе, я увидел, в каком страшном запустении пребывал храм. Я решил заняться его возрождением, привлечь для этого верующих, всех кому дорог родной край. Счастлив, что мне это удалось».
    Храм обновился, стал действующим, сюда потянулись верующие со всех уголков района. Чтобы восстановить храм, была проделана огромная работа, в которой участвовали местные жители, учителя, школьники. Рад, что с Божией помощью им удалось сделать большое общее дело – возродить храм, который вновь украшает Тучково и его окрестности своим строгим и величавым видом, как и в прежние времена».
    Первый молебен в возрождающемся храме прошел 9 мая 1991 года. Интересно одно символическое совпадение: в XIX веке храм освящал священник Владимирской епархии отец Феогност, священник с таким же именем, о котором мы упоминали выше, стал как бы покровителем современного храма. Дело в том, что митрополит Феогност (Гузиков) будучи архимандритом наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, принял решение сделать Тучковский храм подворьем главной обители России. 
   Так в нашем районе появилась частичка Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. А храм стоит, там проходят службы. Каждый, кто подъезжает или подходит к этому старинному селу видит возвышающийся над окрестностью белый красивый храм.
Вокруг храма располагается старинное кладбище, на котором похоронен основатель бумажной фабрики в Красной Горбатке Григорий Иванович Способин. Несколько лет назад эта могила была обнаружена и сейчас вы имеете возможность поклониться праху человека с именем которого связано появление поселка Красная Горбатка.
 
              Храм в Тучково.
 
Белый храм на горе возвышается
Возрожден он, так Бог повелел.
В нем любовью душа наполняется,
Отстраняясь от суетных дел.
Здесь, добрей и мудрей мы становимся,
Понимаем, как короток путь,
И живем уже чище, и молимся
Говорим: «О других не забудь».
Не забудь и забыт ты не будешь,
Всех прости и сам будешь прощен.
Добрым стань и людей ты полюбишь,
Всех людей, и сам будешь спасен.
            Л. А. Артемьева.
4. Храм Пресвятой Троицы в селе Дуброво и его прихожане.
   Если ехать с Красной Горбатке к Мурому, через Талызино, то издалека увидишь купола храма, а затем и надпись на дороге «Село Дуброво». Село Дуброво одно из самых древних поселений в нашем районе. Письменные сведения о нём относятся  к  середине 16 века – времени царствования Ивана Грозного. О нём упоминается в писцовых книгах Троицких вотчин в 1550 году. В 1550 году село вместе с многочисленными деревнями и починками было приложено Семеном Федоровичем Киселевым в Троице-Сергиев монастырь с тем, чтобы написать в вечный синодик его и его родителей, а если он захочет постричься в монахи, то принять его в монастырь и дать келью, и похоронить его в обители. Жить ему в своей вотчине до смерти и монастырь не имеет права ни променять, ни продать ее».
      В этих же книгах от  1593-1594 года написано: «В селе Дуброво церковь Михаила Архангела, а в церкви образа и книги, и свечи, и всякое церковное строение приходских людей. При церкви поп Григорий Иванов, пономарь и просвирница, двор монастырский, двор коровий, да служилых два двора, 47 крестьянских дворов, 23 бобыльских двора и 7 пустых. У того села монастырь, что был погост, а на нем церковь Фрола и Лавра, да теплая церковь преподобного Сергия – строение монастырское, на колокольнице 2 колокола, в монастыре келья игуменская, да 4 братских, а в них живут 6 старцев». Как видим, в селе был даже небольшой монастырь со всеми необходимыми постройками (рукопись архива Лавры №679). Из этого же источника  мы узнали, что в селе пахали землю, заготавливали сено, ловили рыбу, занимались пчеловодством, выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, льняное семя, коноплю.
        В конце XVI  века в Дуброве было 2 церкви одна в честь архангела Михаила и Фрола и Лавра. В XVII веке бывшая монастырская церковь Фрола и Лавра почему-то запустела, другая сгорела в 1703 году и вновь заменена деревянной.  С 1764 г. крестьяне Дуброва стали государственными, вероятно, это связано с секуляризацией (изъятием у церкви) церковных земель. Это происходило особенно заметно в царствование Екатерины Второй.  В 1833 году на средства прихожан был построен новый каменный храм, который и поныне украшает центр села. Эта церковь в  XIX  веке и начале XX века была богатой. В ней, кроме множества замечательных икон, были 2 древних: Святого Николая Чудотворца и Святой Параскевы. Храм прихожане любили, старались  благоустроить не только его, но и территорию  вокруг. Ведь храм является лицом села.
       С приходом безбожной власти всё было запрещено, а потом и разрушено. Церковь  была очень красива: шпиль был 18 аршин (13 метров), колокол 200 пудов, все плакали, когда все это ломали и сбрасывали. 1937 год был черным для всей страны, село Дуброво не оказалось исключением. Ночью после Михайлова дня арестовали 6 человек наиболее религиозных, среди них 2 женщины – Соломея и Аксинья. последней осталось 5 детей-сирот. Рассказывали, что всех их привезли в Горький, заставили рыть могилы и требовали отказаться от Бога, но простые первохристиан-мучеников и были расстреляны.
      От разных людей мы слышим разные сведения о закрытии церкви. По мнению Анны Ивановны Староверовой,  умершей на 104 году жизни в 2014 году, это было с 1937 по 1946 год. В часовне рядом сделали пекарню, а за священником – это был о.  Симеон Беляев осуществляли строгий надзор, но детей крестили все равно, только делали это тайно, ночью, дома.
        Такая непростая история у храма и его прихожан. Но не смотря ни на что храм  Пресвятой Троицы живёт . В храме  с  начала 80-х годов прошлого столетия 18 лет служил протоиерей Игорь Арефьев, он родом из Петушков, предлагали ему приход поближе к дому, да он не согласился, нравился ему храм. Но его земной путь закончился,  его сменил  отец  Борис Журавский – москвич, художник и бывший журналист, принявший монашество с именем Спиридон. Сейчас он на покое и настоятелем является священник Дмитрий Замесов из г. Мурома. В храме ведутся большие реставрационные работы благодаря неравнодушному предпринимателю Александру Малову. Храм расписан фресками, В храме  много старинных икон.  
 
   Посвящение «белым платочкам».
 
Наши русские бабушки добрые, мудрые,
Сколько тягот земных вам на долю пришлось
Как  смогли пережить,
Сохранить целомудрие?
Детки, вера спасала и к Богу любовь
Только вера спасала они говорили нам
Только вера спасла, потому и живём.
Только вера даёт нам любовь и терпение
Будем верить до тех пор, пока не умрём.
                Л.А. Артемьева.
 
5. Храм Спаса Нерукотворного в посёлке Красная Горбатка.
    Церковь  в посёлке была деревянная, очень красивая, к счастью сохранилась ее фотография. Сторожилы помнят колокольный звон, собиравший жителей на  праздничные службы. Это были дорогие сердцу времена. Уроженцев поселка – старожилов, которые помнили бы старую церковь, уже не  осталось в живых, но все, с кем удалось  общаться раньше обязательно  вспоминали храм своего детства. К сожалению, в их памяти не сохранилось имен священников, возможно, что все наши земляки, крещеные в детстве,  перестали верить в Бога, времена их юности были атеистическими.
     В 20-30-е годы ХХ столетия атеистам стали мешать не только верующие и священники, их уже пересажали в лагеря, но и сами храмы. Храм был закрыт и на Горбатке, колокольня уничтожена, сруб частично разобран до уровня первого этажа. В 60-е годы прошлого столетия сруб полностью разобрали и на его месте построили 3 магазина.  Большинство жителей поселка не обратили на это особого внимания, так как сердца их к вере не стремились. Так под лозунгом «Бога нет» и жил поселковый народ. Но детей все  же, крестили тайно, иногда в храмах Теренино или Дуброво, иногда дома, приглашая священника, собирая по 5-7 детишек – родственников или соседей. Над верующими старушками подшучивали, но покойников хоронить их приглашали.
      После падения СССР, с началом восстановления Русской Православной Церкви во Владимирской епархии рассматривался вопрос о строительстве храма на Горбатке. В конце августа 1996 года было определено место строительства храма – у нового кладбища, там и был освящен крест в то время епископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Впервые священнослужитель такого уровня посетил наш поселок. День был будний, и народу на освящении креста было немного, но начало духовному возрождению было положено.
        На Горбатке появился человек, который взялся за огромной сложности дело – строительство храма. Это Александр Николаевич Кузнецов. Родился он в семье директора леспромхоза Н.Н. Кузнецова, учился в поселковой школе, потом уехал в Муром, открыл свое дело. Вот как он ответил на вопрос: что подвигло его на этот поступок? «Не буду говорить громких слов, что будто ангел сел мне на плечо. Просто решил построить храм в поселке, где прошло мое детство, юность, где я, житель города Мурома, веду свое дело. Сам я из семьи атеистов, но вера пришла ко мне,  и я решился на этот шаг». В это время только, пожалуй, владыка  Евлогий, к которому приехал с просьбой А.Н. Кузнецов, поверил ему. Владыко сказал, что сразу поверил этому человеку и дал ему свое благословение.
      Александр Николаевич рассказывает о помощи, которую ему оказали А.И. Куклев – директор лесхоза (блоки для фундамента и лес для сруба), православные предприниматели из Москвы, давшие бесплатно железо на крышу и купола, да и денег на кровельные работы. Пока храм строился, в поселке появилась православная община, где одним из организаторов стала библиотекарь Красногорбатской средней школы Н.Н. Виноградова, а также Г.И. Баринова, Р.И. Большакова, Т.И. Громова и другие. На молебны и праздничные службы приезжал из Мурома священник отец Сергий: служили,  где придется, в здании ДОСААФ, в бывших детских яслях, доме культуры. С 7 января 2000 года богослужения начались в помещении бывших ясли-сад №8, которые были временно превращены в молельную комнату. Богослужения стали проходить регулярно.
        В 1997 году закладывают фундамент храма, освящённый в 1998 году. В основании фундамента положена частица мощей святого благоверного князя Владимирского Георгия Всеволодовича, погибшего при защите Владимира от монголо-татар. Он был сыном великого князя Владимирского Всеволода-Большое Гнездо.
        В 1999 году возводят стены. Весной 2000 года, 30 апреля в праздник Пасхи Христовой служба первый раз шла в новом, пока еще недостроенном храме.
       В августе 2001 года проходили торжества по случаю освящения храма архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Храм посвящен Спасу Нерукотворному. Престольный праздник храма 29 августа. С этого момента храм стал настоящим домом Божиим. Особенно светлыми, радостными и многолюдными являются праздничные дни в честь Рождества Христова и Пасхи.  Храм живёт и будет жить.
 
Когда-то храм в посёлке был моём….
Когда-то храм в поселке был моем
Там прадед и прабабушка крестили маму,
А колокольный звон напоминал о Нем, о том, что рядом Бог, идите только к храму.
Идите в храм, найдите правду жизни,
Но люди непокорством отвечая,
Искали счастье все в земной Отчизне
Его любви совсем не замечая. 
И вот разрушен храм, а что же мы?
Счастливее от этого не стали
И лишь недоуменье, да мольбы
К нам приходили в сумерках печали.
Но радуга на небе показала
Бог помнит нас, и ждет от нас того,
Чтоб радость наша с именем связалась
Его, Его, Его лишь одного.
И снова храм на Родине моей
Вознесся вверх, сверкая куполами,
И мамы вновь идут крестить детей,
Омыв печали сладкими слезами.
Да будет так вовеки, навсегда,
Пусть звону колокольному послушны,
Мои потомки не забудут путь сюда
А вера дедов счастье даст их душам.
                Л.А. Артемьева
 
6. Экскурсия «Храм Александра Невского в селе Чертково».
    Александр Невский – символ России. Никогда на Руси не было спокойных времён. На богатую Русь зарился Запад. Папа Римский хотел видеть русских католиками. Восток грабил, уводил в плен невольников. Да ещё в 13 веке русские князья враждовали между собой. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции Биргер Александр лично участвовал в битве, "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь". 
     Существует рассказ о помощи первых русских святых Бориса и Глеба князю Александру в этой битве. Один из русских воевод в предрассветном тумане увидел на реке Неве ладью, на которой обняв друг друга за плечи стояли святые и воевода услышал голос: «Что брате, Глебе, поможем сроднику нашему Александру?» и услышал ответ: «Поможем».
Вскоре пришла на Русь другая беда-крестоносцы. Ледовое побоище произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли. Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом - монголо-татарами. В 1243 году хан Батый, правитель западной части монгольской державы - Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра - Ярославу Всеволодовичу. В 1252 году Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай.11 лет был Александр Невский  Великим князем Владимирским. Не преклонив голову перед западом, он сохранил на Руси православную веру. Умер князь в городе Городец по дороге из Орды во Владимир  6 декабря 1263 года и был похоронен в Богородице Рождественском монастыре Владимира. В 1724г. Пётр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская Лавра) и повелел перевезти туда останки  князя.
      Императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России, существовавшей до 1917 года.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учреждён  советский орден Александра Невского. Изречение Александра: «Кто на Русь с мечом придёт, от меча погибнет!» стало девизом во все века.
     В Селивановском районе никогда не было храма в честь Александра Невского.  Но в 2007 году А.Н. Кузнецов решил построить такой храм в селе Чертково. Жители села были прихожанами Старо-Замотринского  храма Николая Чудотворца, который был разрушен, как и большинство храмов нашего района.  Строительство задержал начавшийся кризис, но храм, всё же, был построен и освящён архиепископом Владимирским и Суздальским   Евлогием   1 декабря  2012 года, накануне престольного праздника, который празднуется 6 декабря. Сегодня этот храм - центр духовной жизни  местных жителей. Часто приезжают  в храм особенно на праздники и жители районного центра.
 
     Александр Невский.
 
О, Русь в тринадцатом столетии! 
Сквозь глубину лихих годов, 
Я вижу неостывший пепел 
Дотла спаленных городов… 
Я слышу свист татарской плети 
И визг безжалостной орды! 
И детский плач разносит ветер, 
Деревни пеленая в дым. 
Но в час, когда ушла надежда 
Молитвой тихой в небеса, 
Сверкнул, вдруг, Солнцем в тьме кромешной, 
Князь новгородский Александр! 
Он сокрушил надменных шведов 
На берегу реки Невы! 
С того-то памятного лета 
Князь Невским стал в устах молвы. 
Но Папа тверд: «Руси не будет!» 
И Псков пожарищем объят. 
Тевтонский орден вместе с чудью 
Уничтожают стар и млад. 
Не медлил князь, с дружиной вышел, 
И неожиданным броском, 
Из гордых немцев дух повышиб, — 
Вздохнул свободно древний Псков. 
А как отпрянули морозы, 
Апрельским незабвенным днем 
Он смело встретил крестоносцев 
На славном озере Чудском. 
Под натиском мечей булатных 
Рассыпался хваленый клин. 
Помчались рыцари обратно, 
И треснул лед на сотни льдин. 
А храбрый князь, вложив меч в ножны, 
Снял шлем и воинству сказал: 
«Никто нас одолеть не сможет, 
Коль Вера — пламенем в глазах!
             Богдан Филатов

7. Экскурсия «Храм Преображения Господня на погосте Спас – Железино».

Россия, Русь, куда я не взгляну,

За все твои страдания и битвы

 Люблю твою, Россия , старину,                                                                                    

 Твои леса, погосты и молитвы.                                                      

                 Н. Рубцов.                                                                                                                       

   В 2023 году исполнилось 110 лет с момента   окончания  строительства и освящения самого красивого храма Селивановского района, в честь Преображения Господня на погосте Спас – Железино. Он стоит в окружении старого леса и своей архитектурой в русском стиле напоминает сказочный терем, построенный из красного кирпича. Именно поэтому храм называют «Красным».  Эти места необыкновенно красивы, овеяны легендами. Первые документальные сведения о церкви Железинского погоста имеются в писцовых книгах 1627-1630 гг. Муромского уезда, так как  погост принадлежал Муромско - Рязанской епархии. Письменных источников о датах основания погоста не существует, но местные предания, зафиксированные в печатных трудах исследователей Владимирского края, в том числе уроженца погоста П.И. Вознесенского (сына местного священника И.Ф. Вознесенского) говорят о том, что строительство храма связано с повелением царя Иоанна IV. Он  проходил со своим войском через эти места во время третьего похода на Казань, и конь его, заболевший воспалением желез на ногах,  исцелился после испития воды из источника во время отдыха на этом месте.  Документально известно из «Царственной книги», относящейся к XVI веку, что царь на этот раз выбрал более короткий путь из Владимира на Казань – через Муром. Так появилась здесь церковь.

   Еще одна версия возникновения погоста принадлежит В.Н. Грацилевскому, который считал, что «вначале на этом месте было хозяйственное управление находившихся здесь владений Муромского Спасского монастыря, а со временем был построен небольшой монастырек, получивший одноименное название «Спас».   Легенды связывают эти места и с Илиёй Муромцем. Недалеко от погоста  есть камни, на которых по преданию оставил свой след конь богатыря.  Деревянные  церкви на погосте дважды горели, первый раз в 1785 году, а второй раз в 1902. Со вторым пожаром связан случай, описанный П. Вознесенским: «При пожаре молодой  дьякон о. Павел Цветаев,  самоотверженно ринулся внутрь пылающего храма, чтобы спасти Святые Дары с Антиминсом и объятый пламенем, уже не мог выйти обратно». Потомки дьякона Павла Цветаева ежегодно приезжают в храм и на погост почтить память своего предка.  На пепелище сгоревшей церкви решено было построить каменный храм из красного кирпича уже с тремя престолами: Преображения  Господня, Казанской иконы Богоматери, и святителя Николая Чудотворца.  Строителем его суждено было стать священнику о. Петру (Покровскому), служившему на приходе.

   28 мая 1906 года было положено основание новому каменному храму. Для строительства его был построен свой кирпичный завод. Храм строили всем миром, были и сборщики, ходившие по домам, и жертвователи. Наибольшее пожертвование пришло от государя императора Николая II – 1000 рублей. До нас дошли имена церковного старосты С.С. Малюшина, местного крестьянина Куликова И.С., Булгакова П.Г. – бывшего местного земского начальника, много сделавших для строительства храма. Крестьяне возили кирпич, лес, известь. И среди лесов возник красавец – храм, который прихожане стали называть собором, выражая свою искреннюю радость и религиозные чувства.

    Новоустроенный храм был освящен в 1913 году 7 июля. Настоятель храма священник Петр Покровский благодарил всех участников cтроительства и огласил телеграмму Государю - императору. Отец Петр был далек от политики, даже после революции 1917 года эту тему он в своих проповедях не поднимал, но волна репрессий докатилась и до российской глубинки. Сначала перевезли с погоста школу в деревню Теренино, потом стали вводить всякие ограничения на церковную деятельность, храм и священников обложили непосильными налогами, а затем дело дошло и до раскулачивания. 18 ноября 1937 года отца Петра внезапно арестовывают прямо в церкви, предъявляют обвинения в контрреволюционной деятельности и увозят навсегда. По постановлению тройки НКВД по Ивановской области П.И. Покровский подвергнут высшей мере наказания – расстрелу, который и был приведен в исполнение 16 декабря 1937 года в Иванове.  Впоследствии он был реабилитирован. К великому сожалению отец Петр Иванович Покровский не причислен к лику новомучеников и исповедников Российских, но почитание его существует и память о нём хранится в сердцах православных, живущих в этих местах.

    Всю свою историю Храм Преображения Господня  был, как находящийся в лесной  засаде богатырь, готовый в любой момент выйти на правый бой с врагом. Но сейчас этому богатырю требуется помощь. И она должна исходить от нас, тех,  кто держит в своих руках этот буклет. Помогая церкви, мы строим себе жилище на небесах. От нас зависит, будет ли храму Преображения Господня на старинном погосте Спас - Железино  200 лет.

     Храм Преображения.

Стоит красавец – «красный» храм

Среди лесов зеленых летом

Иль снежной шубою одетый,

Стоит Преображенья храм

 

Быть может, Муромец Илья

Здесь проскакал в былинные годы,

А может, Грозного коня

Целебные лечили воды.

 

И наши предки с давних лет

Увидев, как всё здесь прекрасно,

На этом месте, как завет,

Рубили церкви утром ясным.

 

Вот, наконец, воздвигли храм,

На помощь Бога уповая,

И нам потомкам, только нам

Здесь жить Россию прославляя.

         Л.А. Артемьева.

 

8. Экскурсия «Храм Спаса Нерукотворного в селе  Никулино».

      Представьте себе такую картину: мы едем на машине почти через весь район в сторону Меленок, проезжая Малышево, Драчево, Губино и вдруг совершенно внезапно перед нами открывается живописная картина – старинное село, в центре которого находится замечательный храм со  взметнувшимися вверх куполами – это село Никулино и старинная церковь в честь Спаса Нерукотворного.

    «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии 1897 г.» повествует: «Село Никулино, при прудах, находится в 10 верстах от уездного и в 100 от губернского города. В писцовых книгах 1629-1630 годов сельцо Никулино отмечено за Осминой Федоровым Дурасовым и вдовой брата его с детьми. В селе двор помещика и 9 крестьянских дворов. О церкви здесь не упомянуто, следовательно, ее тогда не существовало. И в окладных книгах 1676 года Никулино значиться деревней в приходе погоста Георгиевского в Коробщиках, в ней тогда было два двора помещичьих, 27 крестьянских (в 1896 г. – 61 двор).

    Когда построена церковь в первый раз неизвестно, а существующий ныне каменный храм построен в 1777 году на средства местного вотчинника Зиновия Тимофеевича Дурасова. Наружный вид храма сохранился. Престолов в храме было два: главный в честь Спаса Нерукотворного, а в приделе теплом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Над престолом и жертвенником установлены деревянные резные сени. Утварью, ризами, богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон богатством украшения обращает внимание икона Спаса Нерукотворного и казанской иконы Божией Матери в серебряных  вызолоченных ризах, приложены они помещицей Дурасовой.  Особенно чтима икона Знамения Пресвятой Богородице, приложенная в церковь в 1864 году, почитается чудотворной.

      Также в Никулино в конце 19 века была земская народная школа с 45 учениками.

   Рядом с храмом старинное кладбище, на самом краю которого  находится могила местного уроженца, предпринимателя, благотворителя Степана Васильевича Воронцова. Изысканный надгробный памятник из черного гранита, на котором  были высечены две надписи. Сверху – «Господи, да будет воля твоя», а внизу «Личный почетный гражданин Степан Васильевич Воронцов скончался 2 ноября 1916 г. 53 лет».

     Храм вблизи еще больше поразил своим размером и величием. Мы с большой осторожностью вошли в помещение. Как же жаль эти заброшенные храмы. Они похожи на больных, но красивых и гордых стариков, оставленных своими детьми. Осмотрев храм, и еще раз постояв у надгробия С.В. Воронцова, мы пошли в село. Из воспоминаний племянницы С.В. Воронцова Л.П. Пименовой (Малыгиной):  «Мне было три годка, когда его хоронили, не очень хорошо помню, но черты его остались в памяти. Мы его все дяденькой называли. И Степан Васильевич и его жена Анна Яковлевна – тетенька – родом отсюда из Никулина. Моя мама Мария Васильевна родная сестра Степана Васильевича Воронцова. Дяденька имел свое дело в Москве, а селу уж больно помогал. И работали у него многие мужики здешние. Его приезда всегда на селе ждали, как праздник для всех был. В засуху овес давал всем бесплатно. А однажды летом полсела сгорело, так он всем погорельцам дал лес и помог дома поставить. Все его любили. Умер он внезапно, а всего 53 года ему было. Привезли его из Москвы до Бутылиц. А оттуда мужики всю дорогу гроб на руках несли. Очень его жалели. На поминки весь народ в селе платками наделили».

      Из воспоминаний старожилов: «В праздники, особенно много было народу! Со всех деревень шли  мужики и бабы, детей вели  и все радостные, друг другу кланяются, с праздником поздравляют.  Пока храм не закрыли, со всей округи народ в церковь ходил и из Меленковского района приходили  из деревень  Скрыпина, Шушпанова, Зарослова, Пошатова, Мусина, Аихимова». Вспоминали последнего священника отца Вениамина. «Добрую память оставил о себе этот батюшка. На Пасху в каждый дом заходил на молебен. Придет, а ему конечно, деньги дают на храм, так он их и раздаст детям в этой же семье с напутствием, с добрыми пожеланиями. Однажды зашел в дом один, а там бедность ужасная, он им целую горсть денег дал. Об этом многие знали, бескорыстный был человек. Никогда без дела не сидел, всю ограду церковную сам отремонтировал. Всех приглашал венчаться, говорил: «Приходите, никаких денег не надо, только венчайтесь перед Господом».

      Наши храмы.

С высоких гор летящие,

Или в реку глядящие,

Иль в полюшке стоящие,

По всей Руси Святой,

Печалят сердце верное

Разрушенные надолго

И храмы, и часовенки

Нездешней красотой.

Когда-то в годы давние

Сюда ходили прадеды

И беды и сомнения

Они несли с собой.

И получали здесь они

Душе отдохновение

Молились и крестились,

Чтоб чувствовать покой.

Теперь настало время нам,

Сегодняшним, покаяться

За все грехи свершенные

Пред нами и сейчас.

И каждый пусть с душой своей

Наедине останется

Чтоб искра Славы Божией

Запечатлелась в нас.

  Л.А. Артемьева

9. Храм святителя Николая Чудотворца в селе Малышево.

В писцовых книгах 1628—1630 гг. есть запись, что село Малышево в 1627 году пожаловано царем Михаилом Федоровичем дьяку Ивану Грязеву за его Астраханскую службу, в селе есть две церкви, одна из которых во имя святого Николая Чудотворца. Обе сооружены вновь.
В 1844 году помещик Владимир Михайлович Есипов подал прошение о переносе села и строительстве новой каменной церкви вместо обветшавшей старой. По преданию, жители села вымерли от чумы и люди на старом месте больше не захотели селиться.
В 1847 году на новом месте на средства помещика Есипова выстроен каменный храм, освящённый во имя святителя Митрофана Воронежского. В 1870 году по просьбе прихожан он переименован в честь святого Николая Чудотворца.
С 1888 года в селе при церкви действовала церковно-приходская школа.
После установления советской власти храм в селе был закрыта около 1926 года. Есть сведения, что прихожане тайно продолжали совершать моления. В самом же здании храма в этот период располагались слесарные мастерские, затем — школьный интернат, а после переезда интерната в новое здание, старое стояло заброшенным.
В конце 90-х годов XX века жители села Малышево и представители Владимирской епархии решили восстановить храм..
В июне 2009 года село посетил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, который впервые за 70 лет провёл в храме архиерейскую службу.
Храм Николая Чудотворца в старинном селе Малышево восстановлен. Там сформировался приход. И сейчас, проезжающие село видят аккуратный белый храм, увенчанный позолоченным куполом.

10. Экскурсия «Храм преподобных Сергия и Никона Радонежских в посёлке Красная Горбатка».

     Строительство храма началось в 2010 году. 29 апреля 2012 года в воскресенье, в день памяти святых жен-мироносиц состоялось освящение храма во имя преподобных Серия и Никона Радонежских в поселке Красная Горбатка.   В освящении приняли участие архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев). 
    Благочинный Селивановского района протоиерей Артемий Студентов рассказал о значении этого храма для посёлка: «Жителям было в тягость ездить далеко, не было возможности получать духовное воспитание. Но Пресвятая Богородица заступилась за нас и послала к нам преподобных Сергия и Никона как покровителей храма сего. Этот храм не только для нас, но и для будущих поколений».
   После совершения чина освящения в храме началась первая Божественная литургия, за которой к прихожанам со словом проповеди обратился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Этот день велик как историческое событие в этом богоспасаемом селении. Человек рождается из небытия в вечность, а земной путь – выбор между светом и тьмой, добром и злом. Если у вас не было храма, вы могли оправдаться. Сегодня Господь дал вам всё. Воспитывайте своих детей в благочестии, чтобы они упражнялись в добродетелях и тогда слова Господа: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34) - будут обращены к нам». Высокопреосвященнейший Георгий указал на устроителей храма: «Этот храм построен по благословению архиепископа Евлогия, который являлся насельником Троице-Сергиевой лавры, заботами и радением архиепископа Феогноста – уроженца Красной Горбатки, наместника Троице-Сергиевой лавры». В благословение храму Владыка пожертвовал икону прп. Серафима Саровского с частицей мощей.
     В завершении Литургии со словами благодарности к устроителям и попечителям этого храма обратился архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, отметив: «Сегодня святые Сергий и Никон Радонежские зазвали нас в Красную Горбатку. Нам отрадно, что здесь теперь ничего не мешает молиться. Протоиерею Артемию будет трудно, но надеемся, что люди отзовутся». От епархии храму была преподнесена икона Спасителя.  
       Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност высказал пожелание, чтобы двери храма всегда были открыты и все желающие могли предстать перед Богом, принести духовные плоды. Его Высокопреосвященство преподнес в дар храму шитый образ преподобного Сергия Радонежского – копию покрова, созданного руками учеников аввы и хранящуюся в Ризнице Троице-Сергиевой лавры. 
     Икону святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии преподнес храму благочинный Муромского благочиния протоиерей Николай Симчук.
   В этот день были вручены: епархиальная медаль святого благоверного князя Андрея Боголюбского I-й степени – главе администрации Селивановского района С.В. Лебедеву, ктитору храма – В.И. Даниленко; епархиальная медаль святого благоверного князя Андрея Боголюбского III-й степени – В.П. Махрову, Е.М. Даниленко, архиерейские грамоты за труды – С.М. Агапову, В.П. Авдееву.
     Храм Сергия и Никона Радонежских стал настоящим центром духовной жизни жителей Селивановского района: на территории храма проходят фестиваль духовной и патриотической песни «Русь святая. Под покровом преподобного Сергия» и слёт военно-патриотических клубов и объединений "В будущее с надеждой", работают воскресные школы для детей и взрослых. Есть бесплатная библиотека духовной литературы.
   В самом храме  находится чудотворная икона Богородицы «Иверская», иконы с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Луки Крымского. Большой мощевик с частицами мощей  многих святых. 

11.    Храм Жен-мироносиц у станции Селиваново.
    Никто из местных жителей не предполагал, что придёт время и в нашем поселке появится храм, совсем не похожий по своей архитектуре на другие храмы. Предыстория его появления очень интересна. Когда-то в серединке улицы Шмелькова стоял ничем не примечательный дом, в котором жила семья Гузиковых. В этой семье родился младенец Игорь, которого тайно дома крестил протоиерей Василий Шунин - настоятель храма Преображения Господня на погосте Спас-Железино.  Тогда никто не мог предположить, что пройдут годы, и Красная Горбатка будет гордиться своим знаменитым земляком - владыкой Феогностом.
Дом, в котором родился владыка сгорел, и на том самом месте по его желанию и на его средства был построен необычный храм, в стиле русского деревянного зодчества в честь жен-мироносиц. 
  Корни русского деревянного зодчества уходят к древнеславянскому строительству. Сложившееся на Руси направление традиционной архитектуры, имеющее устойчивые и ярко выраженные конструктивно-технические и архитектурно-художественные особенности, которые определяются деревом как основным материалом. Русское деревянное зодчество — уникальное явление в мировой архитектуре. Древняя отечественная традиция является самобытным направлением, аналогов которому нет в мире. Наивысшего развития русское деревянное зодчество достигло на Русском Севере в XV–XVIII веках.

    Посвящение деревянного храма женам-мироносицам очень символично. Это женщины, помогавшие Иисусу Христу во время Его земного странствия, стоявшие у Его Креста, им первым явил Себя воскресший Христос.  Сегодняшняя ситуация в православной церкви показывает, что наибольшее количество прихожан – женщины. Женский праздник православных женщин — это не 8 марта, а День жен-мироносиц. И теперь в Красной Горбатке есть храм в их честь. Это всего второй храм во Владимирской митрополии, который им посвящен.
    Паломники и туристы будут приятно удивлены, посетив этот деревянный храм, как будто побывают где-нибудь на севере, увидев чешуйчатый купол, деревянную крышу и гульбище вдоль храма. Наследие деревянного зодчества быстро утрачивается, но на Красной Горбатке в «Серебряном кольце Селивановского края» появился этот деревянный шедевр – храм Жен-мироносиц.

      Презентацию можно скачать или посмотреть здесь или сканировав следующий QR-код.