Воскресная школа "Под покровом преподобного Сергия", которая существует при храме прпп. Сергия и Никона Радонежских п. Красная Горбатка в лице Полины Лопашовой приняла участие в региональном образовательном Форуме "15-е Дмитриевские историко-краеведческие чтения" по теме: «От героев Бородино до героев СВО», который состоялся 6 декабря. Она представила свою исследовательскую работу, которую подготовила совместно с наставником педагогом дополнительного образования и благочинным протоиереем Артемием Студентовым, на тему: "Герои России на все времена" о цели и смысле служения священников на фронте при Бородино и на СВО. Публикуем её доклад. Саму исследовательскую работу и презентацию можно скачать здесь. Просмотреть онлайн-площадку Форума можно по прямой ссылке.
#ДмитриевскиеЧтения2023

 Пресс-служба благочиния.

 

 

Воскресная школа «Под покровом преподобного Сергия»
      Православный Приход преподобных Сергия и Никона Радонежских
      Посёлка Красная Горбатка Селивановского района 
      Муромской епархии Русской православной Церкви.

 

  Исследовательская работа
     
     Герои России во все времена.

 

Автор: Лопашова Полина
       старшая группа
                                                                                            
            Руководитель: Студентов А. В.
       педагог дополнительного образования

 Введение


      В наши дни на наших глазах совершаются судьбоносные события для нашего Отечества, которые связаны со специальной военной операцией. Мне стало интересно узнать роль священников Русской Православной Церкви во времена проведения военных действий по защите нашей Родины как в Отечественную войну 1812 года, так и в настоящее время на Донбассе.
     

      Мы – современное поколение детей являемся свидетелями истории России. История – это не только даты и события, но это и судьбы человеческие, его корни, традиции семьи, народа. Ведь в каждом историческом событии принимают участие люди, главные и второстепенные персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. Есть в нашем народе священники, которые совершают своё духовное служение как в мирное время, так и в трудные моменты существования нашего Отечества – в годы Отечественной войны 1812 года, репрессий, великой отечественной войны, специальной военной операции. 

      Актуальность

      Эта тема вообще мало освещается, а раньше Русь называли святой. Такой она может стать только через веру, проповедниками которой являются священники. Воин всегда должен оставаться человеком, кто как ни священник поможет ему в этом. О духовной работе на фронте и конкретных примерах священников-героев Родина должна знать.
      
      Цель исследования: определить цель и смысл служения священников на фронте.
      Задачи:
      1. Узнать были ли священники в боевых порядках в Бородинском сражении, и есть ли они сейчас в зоне СВО.
      2. Выяснить какова роль священников во время боевых действий и нужны ли они бойцам на линии боевого соприкосновения.
      3. Определить какие задачи они помогают решать для фронта. 
      
      Гипотеза:
     В настоящее время, когда Россия отстаивает свои традиционные духовно-нравственные ценности в мировом сообществе, участвуя в СВО, важной фигурой на передовой является священник. Священники присутствовали в Рати русского государства всегда. Это часть российского духовенства, задействованная в духовном окормлении военнослужащих различных родов вооружённых сил России древнерусского, царского, имперского и современного периодов.
   После долгих лет отчуждения людей от веры и Церкви роль священника на передовой велика. Ведь сталкиваясь со всеми переживаниями, свойственными человеку на передовой, солдатам нужна   духовная поддержка. 
      Объект исследования: личность военного священника.
      Предмет исследования: героическая роль священника.  
   Методы проведения исследования: сбор материала, интервью, изучение литературы, анализ архивных фотографий и документов.

      Участие священников в Бородино

    Бородинское сражение является одним из центральных событий Отечественной войны 1812 г. В войсках Русской армии плечом к плечу с военными независимость нашей Отчизны отстаивали и священники Русской Православной Церкви. Немного сказано о них в многочисленных книгах и фильмах. Однако, их героизм не забыт и сохранился в исторических сведениях.   

    Православные священники, в основном это военное духовенство, накануне самого сражения служили Божественные Литургии, принимали покаяние и причащали военных Тела и Крови Господа Нашего Иисуса Христа.
   В сам день сражения, находясь в гуще событий, не прячась от снарядов и пуль, смело помогали раненым, напутствовали умирающих и отпевали усопших, а некоторые прямо с крестом в руках шли с нашими воинами на неприятеля. 

      Яркий пример самопожертвования и истинного патриотизма приведён в донесении командира пехотной дивизии полковника Ивана Фёдоровича Удома  командиру 5-го корпуса генерал-лейтенанту Николаю Ивановичу Лаврову от 18 сентября (по старому стилю): «Необычайные труды и весьма хорошее поведение священника Андрианова заставили меня за крупные заслуги его просить Ваше Превосходительство о представлении его к награждению. Оный священник во всё продолжение нынешнего похода и военных действий находился при полку безотлучно. Должность свою исполнял весьма рачительно без малейшего упущения. Во время минувшего сражения 26-го августа при с. Бородине, отправив молебствие, находился среди самого огня безотлучно при полку, стоял с крестом на фланге и духовными своими наставлениями ободрял солдат и тем более поощрив оных к побеждению врага. Раненых причащал и утешал наставлениями, а убитых погребал неупустительно. Я отдаю должную справедливость его отличной деятельности, долгом моим поставлю просить Ваше Превосходительство исходатайствовать священнику Андрианову орденский знак отличия для большего поощрения его к усердной службе» [1].


           Это не единичный случай. Так военный историк А.И. Михайловский-Данилевский, который во время Отечественной войны 1812 года был адъютантом Михаила Илларионовича Кутузова, свидетельствовал об участии духовенства в боях за Шевардинский редут: «гренадерские полки, перед которыми шли священники в облачении, с крестом в руках, скоро поравнялись с укрепленною батарею и выгнали из нее неприятеля» [2].

      Помощь Церкви воинам на СВО

      Наша Церковь и её духовенство не отделимы от судеб народа и страны. Так было всегда, так и сегодня. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает духовенство к молитве о России и её воинах, к поддержке «тех сил, которые сегодня на переднем рубеже борьбы за свободу нашего Отечества, а значит, и за нашу Церковь» [3].
      Я расскажу о таком священнике, который по зову своего Патриарха и руководствуясь внутренним душевным порывом, оказывает всестороннюю помощь нашим военным в зоне СВО – о протоиерее Александре Степанове, нашем земляке из города Гороховец. Мне выпала честь взять интервью у батюшки, в котором он рассказал о своей службе в рядах вооружённых сил в молодости, о том, как он, уже будучи священником, начал помогать солдатам на Донбассе и о том, что он там видит. 

     В молодости, отец Александр служил в спецназе и у него был позывной «Подкос». После увольнения в запас по промыслу Божьему он становится священником, сейчас служит в городе Гороховец.
      После известных событий 2014 года на Донбассе к нему обратились друзья юности с просьбой помочь воинам Донецка духовным наставничеством. Так, по его словам, начались поездки на Донбасс. После февраля 2022 года его помощь бойцам СВО многократно усилилась, этому способствовал ещё один фактор – там сейчас воюет его сын. По признанию отца Александра за последние годы он приезжал в зону СВО более двадцати раз, причем не в тыловые части, а практически на передовую. 
      Я задала ему вопрос: «Какие задачи он для себя ставит в этих поездках»? Вот что он ответил. «Первая, духовная помощь бойцам. Вторая, поддержка морально-боевого духа. Третья – гуманитарная помощь».

    В дальнейшей беседе я выяснила, что духовная помощь первейшая и самая необходимая, она заключается в исповеди и причастии святых Таинств Господних, служении молебнов. Наши воины в большинстве крещёные и эта духовная помощь делает их сильнее.
      Поддержка морально-боевого духа осуществляется через личное тёплое общение, беседы и разъяснения. Он привёл интересный пример. Идёт группа бойцов и неожиданно прилетает мина. Перед самым взрывом кто-то успевает произнести только два слова: «Господи помилуй». Взрывом посекает деревья вокруг, осколки попадают в бронежилеты, но все живы и даже нет раненых. Задача батюшки доходчиво объяснить происходящее, что это не слепая случайность, а милость Божья. Или вопрос страха. Для человека это нормально, а батюшка говорит, что «его нужно научиться правильно преодолевать как препятствие».
      У батюшки интересный взгляд на привоз гуманитарной помощи. Он говорит, что это бонус, то есть приятное дополнение к первым двум основным задачам. Материальная помощь необходима, потому что такие вещи как каски,
бронежилеты, запчасти для машин, сапоги – это расходный материал. Когда бойцам привозят любую помощь, они ощущают чувство поддержки россиян. 
      Подводя итог нашему разговору, протоиерей Александр Степанов сказал утвердительно, что священник жизненно необходим для бойцов в зоне СВО, так как духовенство помогает воинам укрепляться духовно!
      В завершении нашей встречи мы оказали и свою посильную помощь, передав в зону СВО через батюшку запасные части для автомашины УАЗ Патриот. 

      
      Заключение

   В заключении скажу, что, решая поставленные в самом начале исследования задачи методами сбора информации, интервьюирования, изучения исторической литературы, анализа архивных фотографий и документов, в своём исследовании я пришла к определённым выводам: 
        * священники всегда остаются со своим народом, как в древние времена при Бородино, так и сейчас при проведении СВО, они не живут отдельной жизнью;
         * в трудные моменты для своей Родины они не отсиживаются в тылу, а некоторые из них даже отдают свои жизни за победу;
    * батюшки помогают воинам духовно, дают им то, что не могут дать другие: богослужение, исповедь, причастие, мудрое разъяснение происходящего на фронте;
       * священники помогают бойцам быть крепкими духом;
      *духовенство оказывало, оказывает и в будущем будет оказывать всестороннюю материальную помощь армии, потому что через это воины ощущают поддержку своего народа.

Список информационных ресурсов

1. https://www.ng.ru/ng_religii/2010-01-20/6_napoleon.html?ysclid=lnta8yn 09r23336811
2. https://document.wikireading.ru/h5dKmgQ2Df?ysclid=lon1qou9wm914245180
3. http://www.patriarchia.ru/db/text/6065687